logo
+7 (951) 999-89-94
428003, г. Чебоксары, ул. Федора Гладкова, д.9, оф.319
07.07.2020

Система обмена сообщениями для клиента и персонала заведения общественного питания

07.07.2020

 

Система предназначена для автоматизации работы заведений общественного питания (кафе, ресторанов и т. п.) и позволяет перевести в электронную форму, улучшить и ускорить все типовые операции подобных заведений, такие как заказ по меню, передача заказа в работу, выставление счёта, оповещение, сбор статистики и т. д.

Аппаратно система представляет собой распределенный комплекс, состоящий из следующих частей:

  • базы данных для сбора, обработки и передачи сообщений
  • средств идентификации стола в заведении
  • клиентских терминалов (смартфонов), с функцией распознавания штрихкодов, таких как QR-код, DataMatrix и др. и функцией сканирования радиочастотных меток, например NFC, функцией беспроводной связи по Bluetooth, Wi-Fi и сотовым сетям
  • электронного устройства персонала заведения, например смартфона или электронного браслета с функцией сканирования радиочастотных меток, беспроводной сотовой связью, Bluetooth и Wi-Fi
  • терминала администратора, распределяющего сообщения между персоналом заведения общественного питания
  • подсистемы контроля и анализа входящих сообщений, исключающей спам от клиента и отсекающий кибератаки
  • совокупности каналов связи между клиентами и персоналом заведения общественного питания (интернет, сотовая сеть, локальные сети заведений и т. п.)

Одной из предпосылок разработки системы стало ускорение жизни в современном городе. Человеку часто не хватает времени на обед или ужин потому, что его долго обслуживают в заведениях общественного питания, либо он остается недовольным качеством обслуживания.

Обслуживающий персонал вынужден делать все «на бегу», из-за чего возникают ошибки в процессе обслуживания клиентов. Типичная ошибка: забыли принести какой-либо столовый прибор. Это приводит к недовольству клиента и бесконечному хождению обслуживающего персонала по залу заведения общественного питания.

Разработанная нами система взаимодействия клиента с заведениями общественного питания позволяет ускорить процесс обслуживания и сократить количество ошибок персонала. Мы в два раза сокращаем время, потраченное персоналом на обслуживание одного столика за счет того, что он не подходит к столу два раза, чтобы выполнить одну просьбу. В часы пик, во время обеда или ужина, очень важно эффективное распределение времени официанта, как для самого официанта, так и для владельца кафе или ресторана.

Сокращения времени обслуживания мы добиваемся за счет применения разработанной нами системы сообщений. Патент US6366196B1 описывает способ организации работы, когда на столах размещаются специальные устройства с кнопкой, при нажатии на которую сигнал поступает на центральное табло и на нём отображается номер стола. Для того чтобы сигнал доходил непосредственно до персонала, необходимо добавить в систему еще одно устройство — пейджер или браслет для официанта. При появлении сигнала от какого-либо стола браслеты или пейджеры вибрируют и издают звук.

Рассмотренные выше системы позволяют донести до персонала заведения факт наличия запроса от клиента, но не позволяют определить его реальные характеристики и содержание. В результате этого персонал заведения общественного питания вынужден два раза подходить к столу: первый раз для выявления потребности гостя и второй раз для выполнения заказа.

Разработанный нами способ позволяет отправлять персоналу заведения запрос с указанием конкретного содержания, например «принесите, пожалуйста ложку». Официанту не нужно лишний раз подходить к столу клиента и это экономит время.

Реализация системы

Варианты реализации кнопок вызова персонала для нашей системы:

  • Модуль, внутрь которого помещена NFC метка с записанным на неё идентификационным номером стола
  • Модуль, на который нанесен QR-код с идентификационным номером стола
  • Модуль, совмещающий в себе варианты 1 и 2
  • Наклейка с QR-кодом, которая помещается непосредственно на столе или на атрибутах ресторана: меню, подставке и т. п.

Следующая диаграмма иллюстрирует преимущества разработанной нами системы.

Момент времени/Событие

t0 — Клиент сел за стол

t1 — Клиенту принесли меню

t2 — Оформление заказа

t3 — Принесли заказ

t4 — Появилась новый запрос у клиента

t5 — Подошел официант для уточнения запроса

t6 — Официант удовлетворил запрос

t7 — Клиенту понадобился счет

t8 — Официант подошел и уточнил запрос у клиента

t9 — Официант клиенту принес счет / Клиент расплатился за заказ

Система обмена сообщениями между персоналом и клиентом также позволяет экономить время на оформление заказа.

Патенты KR101141204B1 и US9117231B2 описывают процесс покупки товаров и услуг в результате которого достигается экономия трудозатрат на оформление заказа. QR-код размещается на столах в заведениях общественного питания, покупатель сканирует его при помощи смартфона и по ссылке переходит на нужный сайт. На этом сайте производится оформление заказа и отправка его на исполнение. Сайт связан с базой данных и автоматизированной системой управления заведением общественного питания. Местоположение клиента определяется при помощи идентификаторов ресторана извлеченных из QR-кода. Это местоположение используется для определения меню из базы данных центральной платформы. Оформленный заказ попадает АСУ и сохраняется в базе данных. Данное решение не информирует конкретного человека из обслуживающего персонала о поступлении нового заказа и требует присутствие дополнительных трудовых ресурсов для отслеживания поступления новых заказов.

Предлагаемый нами способ решает эту проблему, так как заказ приходит к конкретному человеку, обслуживающему в данный момент стол в заведении общественного питания.

Алгоритм взаимодействия клиента с персоналом ресторана.

Клиент, находясь за столом заведения общественного питания, сканирует размещенный на столе QR-код или NFC метку. На смартфоне запускается браузер и осуществляется автоматический переход на защищенную веб-страницу.

Окно отправки запроса

Клиент видит пункты 0, 1, 2, 3, 5, 6. Пункт 4 недоступен, потому что не было сделано заказа.

Клиент выбирает один из типов запроса, запрос попадает в АСУ ресторана и передается на кухню и официанту, который закреплен за этим столом.

Официант может настроить получение заказов на мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber и др.) или уведомление на браслет или смарт-часы (AppleWatch и др.).

Заказанные блюда готовятся на кухне и передаются официанту. Официант доставляет блюдо клиенту и фиксирует факт выполнения запроса, отсканировав QR-код или NFC метку.

Теперь, после сканирования клиентом QR-кода или NFC метки, он видит пункты 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Пункт 1 — «Бизнес меню» — сделать заказ бизнес-ланча

Пункт 2 — «Основное меню» — сделать заказ из основного меню

Пункт 3 — «Связь с персоналом» — написать сообщение обслуживающему персоналу, закрепленному за столом

Пункт 4 — «Оплатить» — оплатить заказ

Пункт 5 — «Оставить отзыв» — оставить персональный отзыв обслуживающему пероналу (официанту, повару, администратору и др.)

Нажав пункт 6 клиент попадает в «Дополнительную панель» с пунктами 7, 8, 9, 10.

Пункт 7 — «Сохранить ссылку» — предназначен для сохранения на смартфоне ссылки на сайт заведения в виде значка для быстрого доступа

Пункт 8 — «Вызов такси» — предназначен для вызова такси

Пункт 9 — «Оставить чаевые» — предназначен для перечисления чаевых официанту, повару или другому обслуживающему персоналу

Пункт 10 — «Еще..» — предназначен для получения клиентом дополнительной информации

Пункт 11 — «На главную» — возврат в главное меню

После выполнения пункта 7 клиент может попасть на защищенную страницу заведения без сканирования QR кода или NFC метки. Для него доступны пункты 1, 2, 3, 5, 6.

Заключение

В этой статье мы кратко описали и сделали обзор нашей системы автоматизации заведений общественного питания. Если у вас возникли вопросы или вы являетесь владельцем бизнеса и хотите автоматизировать своё предприятие, то свяжитесь с нами для получения дополнительной информации.